Чемпионат Канады по игре "Что? Где? Когда?" (далее Чемпионат Канады) - это турнир по спортивному варианту этой игры, проводимый совместно городскими клубами интеллектуальных игр Канады с целью определить сильнейшие команды страны.
Клубы-организаторы решают ключевые вопросы, связанные с проведением турнира и формируют организационный комитет турнира (ОК). Технические и процедурные вопросы решаются Оргкомитетом в рабочем порядке.
Участие в турнире платное. При оплате до (включительно) 15 апреля: $360 CAD / $265 USD с команды. При оплате после 15 апреля: $420 CAD / $310 USD с команды. Оплата банкета в регистрационный взнос не входит; присутствие на банкете не является обязательным.
ЧГК-турнир проводится в соответствии с Кодексом Международной Ассоциации Интеллектуальных Игр (МАИИ), а его результаты учитываются при подсчёте рейтинга команд МАИИ. В случаях, не оговоренных данным регламентом, или в случае расхождения между требованиями Кодекса МАИИ и требованиями данного Регламента или решениями Оргкомитета, Игрового и Апелляционного Жюри требования Кодекса МАИИ превалируют.
В Чемпионате имеют право принять участие все желающие команды, в рамках вместимости зала для проведения игр.
Для регистрации на ЧГК-турнир следует заполнить регистрационную форму, расположенную по адресу: https://forms.gle/QqnEsTTBEPBc9DMk6
Максимальное число игроков в заявочном составе команды - 8.
Команда считается канадской, если в отношении всех игроков ее состава, включая запасных, выполняется хотя бы одно их следующих условий:
Итоги Чемпионата Канады подводятся в Oбщем и Канадском зачетах.
В Канадском Зачете учитываются результаты канадских команд. Результаты турнира в этом зачете используются для определения титулов Чемпиона и призеров Чемпионата Канады, а также для определения команды или команд, которые будут официально представлять Канаду на международных турнирах, в случае если поступит приглашение от организаторов этих турниров
В Общем зачете учитываются результаты абсолютно всех команд, участвующих в турнире. Результаты турнира в этом зачете используются для определения титулов Чемпиона и призеров Чемпионата Канады в Общем Зачете и считаются основными для подсчетов рейтинга и иных статистических показателей.
Команда не может участвовать в Канадском зачёте, если любой игрок ее состава, не подпадающий под пункт 2.4.а, включая запасных, принимал участие в аналогичном зачете национального чемпионата любой другой страны в этом же сезоне (выводящем в следующий турнир в вертикали турниров; дающем право представлять страну на международных турнирах; и т.п.). Если факт участия игрока в другом чемпионате выясняется после окончания турнира, то команда исключается из основного зачета постфактум.
Любая команда также имеет право в любой момент до начала первого тура отказаться от включения в Канадский зачет. Такой отказ должен содержаться в заявке на турнир или подан в ОК турнира в письменной форме.
Турнир состоит из 5-и туров по 15 вопросов в каждом.
Вопросы для ЧГК-турнира предоставляются Редакционной Группой в составе: Андрей Абрамов, Алексей Богословский, Дмитрий Борок, Александр Либер, Борис Моносов.
Турнир пересекается с Чемпионатом Израиля (Абрамов, Борок, Либер, Моносов) и с чемпионатами Армении и Финляндии (Богословский).
В Турнире участвуют все команды одновременно. Задача команд - давать правильные ответы на вопросы, задаваемые Ведущим.
Во время игры за игровым столом находятся не более 6 игроков. Замены разрешены только в перерывах между турами, количество замен не ограничивается.
В каждом туре командам задается 15 вопросов. По решению Жюри возможно сокращение количества вопросов в одном или более турах в случае технических проблем. При этом решении Жюри командам должно быть сообщено до начала соответствующего тура.
На обсуждение каждого ответа командам дается время равное одной минуте. Еще 10 секунд дается команде для записи и сдачи ответа. Досрочные ответы не принимаются и время обсуждения не накапливается.
Команды сдают свои ответы в письменном виде. При этом на бланке следует написать ответ или ключевые слова ответа.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко независимо от правильности ответов команд – соперниц. Правильность ответа команды определяет игровое Жюри.
Игра проводится Ведущим и Жюри. Хронометраж времени обсуждения производится одним из членов Жюри или ассистентом Жюри с помощью таймера или секундомера.
Для каждого игрового вопроса:
В случае присутствия в вопросе сложных имен или географических названий, ведущий может зачитать их дважды – для уточнения произношения, если обратное не оговорено автором вопроса. Стихотворные цитаты также зачитываются дважды, в первый раз – медленно, для записи, второй – в обычном темпе.
После каждого тура объявляются предварительные итоги тура и текущее положение команд. После второго и пятого туров в течение 30 минут после объявления предварительных итогов командам предоставляется возможность обсудить спорные вопросы с Жюри или подать апелляцию.
Для проведения турнира Оргкомитет Чемпионата Канады создает Жюри (или Игровое Жюри, ИЖ) из 2-3 человек и назначает одного из них Председателем жюри. Один из членов Жюри выполняет также функции Ведущего. Для выполнения различных технических функций (сбор записок с ответами, хронометраж времени ответа, ведение турнирной таблицы и т.д.) Жюри может привлекать к работе Ассистентов из запасных игроков команд или из числа лиц, не принимающих участия в турнире.
Все Члены Жюри имеют равные права голоса. В случае разногласий жюри принимает окончательное решение простым голосованием, при котором каждый из членов жюри обязан проголосовать "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос Председателя Жюри.
Жюри имеет право:
Жюри НЕ имеет права:
Капитаны играющих команд имеют право обратиться в ИЖ с запросом, если по их мнению при зачете ответов была сделана ошибка. Обращение в ИЖ других игроков может быть расценено как помеха работе жюри.
Решения Жюри (кроме игровых протестов) являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Для рассмотрения игровых протестов (апелляций) Оргкомитет Чемпионата Канады создает Апелляционное Жюри (АЖ) из 3 человек и назначает одного из них Председателем АЖ. В члены АЖ приглашаются известные игроки и авторы вопросов, не принимающие участия в турнире, но присутствующие на нем или имеющие возможность оперативного обсуждения и рассмотрения апелляций с использованием телефона или электронной почты как средств связи.
При ведении игры Ведущий обязан строго соблюдать порядок игры, четко и разборчиво зачитывать вопросы, тщательно выполнять инструкции редакционной группы, а также пользоваться только терминологией, определенной настоящим Регламентом. Ведущий не может повторять игровой вопрос по просьбе команд, не имеет права изменять текст вопроса, дополнять его собственными комментариями, подсказывать игрокам тоном или жестами. В случае, если допущена оговорка или ошибка в чтении, Ведущий должен остановиться, сделать короткую паузу и зачитать текст вопроса с самого начала или с начала предложения, в котором допущена ошибка.
В случае, если решение Жюри или АЖ противоречит регламенту турнира, не согласуется с условиями или расписанием чемпионата, технически невыполнимо, нарушает законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции и внутренние правила Канады, провинции, муниципалитета или помещения, где проводятся игры, представитель Оргкомитета Чемпионата Канады вправе указать на это Жюри или АЖ и попросить принять иное решение.
Ответ считается правильным, если:
Ответ считается неправильным, если:
При наличии в ответе дополнительной информации собственно ответом считается фраза или слово, впрямую отвечающее форме вопроса. Неточности в дополнительной информации не учитываются при условии, что они не меняют смысл ответа.
Полные критерии оценки ответов можно найти на сайте МАИИ: https://www.maii.li/p/rules#1.7
Команда имеет право подать Игровой протест (Апелляцию) в Апелляционное жюри (АЖ) в следующих случаях:
Апелляции подаются через заранее назначенного оргкомитетом человека, по e-mail или через telegram. Он передает в АЖ только текст апелляции, без деталей о команде. АЖ рассматривает апелляции анонимно.
Время на подачу апелляций ограничено получасом после второго и пятого туров, на первый и второй день соответственно. Время отсчитывается с момента получения командой текста вопроса.
АЖ рассматривает протест и принимает или отклоняет его. Обязанность доказывать правильность протеста лежит на подающей протест команде.
Протест сопровождается внесением денежного залога в размере CAD$25, который возвращается подателям протеста в случае принятия протеста. Если протест отклонен, то залог передается в распоряжение Оргкомитета фестиваля.
Если протест первого типа принят АЖ, то признанный некорректным игровой вопрос снимается и все результаты по нему аннулируются.
Если протест второго типа принят АЖ, то ответ на данный вопрос засчитывается подавшей протест команде, а также всем другим командам, ответившим идентично, и текущая таблица результатов пересчитывается. Идентичность ответов команд засчитанному определяет Игровое Жюри.
Решения АЖ считаются окончательными и обжалованию не подлежат.
Mеста команд в итоговой турнирной таблице определяются по общему количеству набранных ими очков (правильных ответов) во всех 5 турах. Если это количество совпадает у двух или более команд, не претендующих на первые 3 места в турнире, то эти команды ранжируются в соответствии с суммарным рейтингом взятых каждой из команд вопросов (рейтинг каждого вопроса равен количеству команд, не ответивших на него).
В случае равенства очков у команд, претендующих на первые три места, между ними проводится "перестрелка” – командам задаётся по одному дополнительному вопросу до выявления лучшей команды (т.е. пока правильный ответ на вопрос не будет дан только одной командой). Максимальное количество вопросов в перестрелке – 5. Если эти пять вопросов не определяют победителя и/ или призёров, команды ранжируются в соответствии со следующими показателями (каждый последующий показатель используется только при равенстве результатов по итогам предыдущего показателя):
Очки, набранные в перестрелке, влияют только на определение места, за которое велась перестрелка, и не включаются в общий результат турнира.
Команда, занявшая 1-е место в Канадском зачете, получает звание "Чемпион Канады по игре "Что? Где? Когда?" 2024 г." и награждается медалями.
Команды, занявшие 2-е и 3-е места в Канадском зачете, получают звания "Серебряный Призер Чемпионата Канады по игре "Что? Где? Когда?" 2024 г." и "Бронзовый Призер Чемпионата Канады по игре "Что? Где? Когда?" 2024 г." соответственно и награждаются медалями.
Команда, занявшая первое место в Общем зачете получает памятный приз и медали победителя Открытого Чемпионата Канады по игре "Что?Где? Когда?" 2024 г.
Команды, занявшие 2-е и 3-е места в Общем зачете получают звания "Серебряный Призер Открытого Чемпионата Канады по игре "Что? Где? Когда?" 2024 г." и "Бронзовый Призер Открытого Чемпионата Канады по игре "Что? Где? Когда?" 2024 г." соответственно и награждаются медалями.
Заявки на участие в Открытом чемпионате Канады по спортивной "Своей игре" (далее — СИ) могут подавать все желающие. Запись участников производится в порядке подачи заявок. Число участников может варьироваться от 24 до 32 человек.
1.2 Регистрация проводится на индивидуальной основе по адресу https://forms.gle/uXUTX3oJQugiVvn39 до 23:59 PDT 17 мая 2024 г.
Формулу соревнований в табличной форме можно увидеть по этому адресу: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1I9IftnakURRd0I62g7CCwbdi-_3fddj4HIoscCSiL-E/edit?usp=sharing
Формула соревнований рассчитана на число участников от 24 до 32 человек. Соревнования состоят из отборов, полуфинала и финала.
Из числа участников отбираются 8 сеяных игроков, по числу начальных отборочных групп. Сеяные игроки определяются координатором СИ из числа участников на основе их результатов в предыдущих североамериканских турнирах по "Своей игре".
Все участники СИ делятся с помощью жеребьевки на два "куста" таким образом, чтобы в каждом кусте было от 12 до 16 игроков, 4 из которых являются сеяными. Участники, не успевшие вовремя подать заявку, при наличии в сетке свободных мест, вписываются на свободные места произвольным образом без посева и жеребьевки. Отборы каждого куста проходят в отдельном помещении. Формула отборов идентична в обоих кустах, поэтому ее описание ниже соответствует играм одного куста.
Отборы. Число участников в каждом кусте — от 12 до 16 игроков. Они делятся с помощью жеребьевки на 4 группы от 3 до 4 игроков в каждой, при этом в каждой группе должен быть один сеяный игрок.
Полуфинал. В полуфинале проходят два боя. Игроки, занявшие в боях первое и второе места, выходит в финал; игроки, занявшие третье и четвертое места, выбывают из турнира.
Финал. В финале СИ участвуют четыре игрока, занявшие первые и вторые места в боях О-4 обоих кустов.
Бои проводятся в группах, включающих от 3 до 4 игроков. Задача игроков — давать правильные ответы на вопросы, задаваемые ведущим, раньше своих соперников.
Вопросы, задаваемые в боях СИ, разделены на "темы". Каждая тема состоит 5 вопросов, которые задаются подряд в порядке возрастания сложности. Стоимость вопросов во всех темах составляет 10, 20, 30, 40 и 50 очков. Количество тем в боях определяется следующим образом:
В случае, если в одном из боев два или более игрока разделили места таким образом, что это влияет на их дальнейшее продвижение по турнирной сетке, этим игрокам задаются по одному дополнительные вопросы из одной темы в порядке уменьшения сложности до тех пор, пока не будет дан первый верный или неверный ответ. В случае, если в финале два или более игрока разделили призовые места, то этим игрокам задаются (в обычном порядке) вопросы одной или нескольких дополнительных тем до тех пор, пока в конце хотя бы одной из дополнительных тем счет не перестанет быть равным.
В игре используется специальная установка — кнопочная система, позволяющая определять порядок ответа игроков.
Ведущий задает вопросы игры подряд, сообщая стоимость каждого вопроса до начала его чтения. Перед тем, как ведущий переходит к вопросам следующей темы, он сообщает игрокам название темы и, если необходимо, поясняет это название, принцип построения вопросов данной темы (например, что такое "матричная тема"), и т.д.
Каждый игрок может получить право ответа не более одного раза при розыгрыше каждого вопроса. Нажимать на кнопку можно до окончания чтения вопроса. При досрочном нажатии ведущий прерывает чтение вопроса и игрок отвечает на незаконченный вопрос. Форма не уточняется.
После нажатия на кнопку игрок, на которого указывает ведущий или ассистент ведущего, обязан дать ответ в течение 3 секунд. Если по истечении 3 секунд ответ дан не был, ведущий произносит слово "время", и ответ считается неверным. Если вопрос требует длинного ответа, ведущий имеет право продлить время по своему усмотрению. В случае, если ведущий считает ответ игрока близким, он вправе попросить уточнения, используя слово "уточните".
За верный ответ на счёт игрока добавляется количество очков, равное стоимости вопроса. За неверный — то же количество очков вычитается из его счета.
Если игрок дал неверный ответ, то ведущий произносит слово "неверно" и сбрасывает отсчет времени на кнопочной системе, после чего еще не отвечавшие на вопрос игроки могут нажимать на кнопку. Если на момент неверного ответа вопрос еще не был дочитан, ведущий продолжает чтение вопроса.
Если никто из игроков не нажал на кнопку в течение 5 секунд после окончания чтения вопроса или после сообщения, что ответ неверен, ведущий произносит слово "время", зачитывает ответ и переходит к следующему вопросу. Нажатия на кнопки после произнесения слова "время" не учитываются.
Отборочные бои в каждом кусте проводит отдельный ведущий, возможно с помощью ассистента. Полуфиналы и финал также проводит ведущий с ассистентом. Ведущие назначаются Оргкомитетом.
Ведущий каждого боя выполняет также и судейские функции. Ведущий рассматривает любые спорные вопросы, которые возникают в ходе игры. Как правило, ведущий принимает решения руководствуясь своими знаниями и опытом, по возможности быстро, чтобы не замедлять ход турнира, но в критических и сложных ситуациях он вправе обращаться к консультантам по своему выбору, а также пользоваться любыми информационными ресурсами.
Если при ответе игрок сообщает дополнительную информацию, то она не влияет на зачет ответа. Однако, если эта дополнительная информация неверна или меняет смысл ответа, ответ считается неверным. Если хотя бы одна реалия совпадает с авторских ответом, ответ игрока признается верным. В случае, если дан двойной ответ, хотя бы одна часть которого неверна, ответ считается неверным.
Окончательное решение по зачету или незачету всех ответов игроков, а также по классификации оговорок и прочих мелких неточностей в ответах принимает ведущий данной игры.
Ведущий должен избегать подсказок игрокам, например, тоном, комментариями, и т.д.
Один раз в течение каждого раунда (т.е. один раз за весь отборочный раунд и один раз финале) игрок, ответ которого не был засчитан, имеет право остановить бой на 3 минуты и предоставить ссылку, подтверждающую правильность его ответа. Если ведущий согласился с представленной ссылкой и засчитал ответ, игрок может пользоваться этим правом повторно в том же раунде.
Игрок, занявший первое место в финале СИ, получает звание Чемпиона Канады по "Своей игре". Игроки, занявшие второе и третье места в финале СИ, получают звания Серебряного и Бронзового Призеров Открытого Чемпионата Канады по "Своей игре", соответственно. Чемпион и призеры награждаются медалями.
В Открытом чемпионате Канады по игре "Брейн-ринг" (далее — "Брейн-ринг") имеют право участвовать 16 лучших команд по результату, показанному в первый день Открытого чемпионата Канады по "Что? Где? Когда?" без учета апелляций (далее — результат ЧГК). Основным показателем для определения результата ЧГК является суммарное количество правильных ответов, данных командой. В случае равенства основного показателя используется жребий.
Если команда, получившая право на участие в "Брейн-ринге", отказывается от участия, ее место занимает следующая по результату ЧГК команда.
Максимальный состав команды-участницы "Брейн-ринга" (включая запасных игроков) — 8 человек. В команду может входить не более трех человек, не играющих за эту команду в чемпионате по ЧГК. Одновременно за столом во время боя могут находиться не более 6 человек. Замены разрешены между боями.
Шестнадцать команд-участниц "Брейн-ринга" ранжируются по местам от 1 до 16 в соответствии с результатом ЧГК (см. пункт 1.1). Затем команды делятся на две группы по восемь команд в каждой. Каждая группа играет в отдельном помещении до стадии полуфинала включительно. Игры в обеих группах проходят одновременно, на одних и тех же пакетах вопросов. Составы групп:
В 1/8 финала команды делятся на пары в соответствии с результатом ранжирования:
Группа А:
Группа Б:
Если в турнире участвуют менее 16 команд, то те лидеры, которым надо было бы встречаться с "отсутствующими" командами, проходят в следующий этап без боя.
В 1/4 финала восемь команд, победивших в боях 1/8 финала, делятся на пары:
Группа А:
Группа Б:
В полуфинале четыре команды, победившие в боях 1/4 финала, делятся на пары:
В бое за третье место встречаются две команды, проигравшие в полуфинальных боях.
В финале встречаются две команды, победившие в полуфинальных боях.
В каждом бое "Брейн-ринга" участвуют две команды.
Бои "Брейн-ринга" ведутся при помощи специальной электронной системы (далее — система), которая определяет время нажатия на кнопку каждой из двух команд-участниц.
Все бои ведутся без накопления, т.е. каждый правильный ответ приносит команде одно очко.
Турнир проводится по т.н. "канадским" правилам — нажатие кнопки отвечающей командой допускается до звукового сигнала ведущего в любой момент чтения вопроса, понятие фальстарта отсутствует. Право ответа получает команда, первой нажавшая на кнопку.
В случае, если:
После того как одна из команд нажала на кнопку, Ведущий должен объявить, какая команда получила право на ответ. После этого капитан отвечающей команды должен либо дать ответ сам, либо сообщить имя игрока, дающего ответ. В общей сложности у команды есть 5 секунд на то, чтобы дать ответ. Если в течение этого времени ответ не был дан, команда считается ответившей неверно.
Правильность ответа определяется Ведущим. Решение Ведущего является окончательным и обжалованию не подлежит. В случае правильного ответа Ведущий говорит: "Ответ верен", зачитывает авторский ответ, напоминает счет и переходит к чтению следующего вопроса. В случае неправильного ответа, ведущий говорит: "Ответ неверен", при этом он ни словами, ни мимикой не должен дать подсказку второй команде. Если обе команды ответили неверно или не ответили вообще, ведущий зачитывает авторский ответ, напоминает счет и переходит к чтению следующего вопроса.
Двойной ответ, хотя бы одна часть которого неверна, считается неверным.
Уточнения к ответу не запрашиваются и не принимаются.
Победителем боя считается команда, правильно ответившая на большее число из N заданных вопросов. N равно 7 для 1/8 финала, 7 — для 1/4 финала, 9 — для полуфинала и боя за третье место, 11 — для финала.
Если в любой момент боя разница в счете оказывается больше числа вопросов, оставшихся до N, то есть проигрывающая команда не имеет теоретических шансов догнать лидирующую, бой прекращается досрочно и лидирующая команда объявляется победителем.
Если после N заданных вопросов счет равный, дополнительные вопросы задаются по одному, и победителем считается команда, которая первой даст правильный ответ.
Команда, победившая в бое за третье место, получает звание Бронзового призера открытого Чемпионата Канады по игре "Брейн-ринг".
Команда, проигравшая финальный бой, получает звание Серебряного призера открытого Чемпионата Канады по игре "Брейн-ринг".
Команда-победитель финального боя получает звание Чемпиона Канады по игре "Брейн-ринг".
Чемпион и призеры награждаются медалями.